Спроектировали и разработали совместно с IOHK децентрализованное приложение на платформе Plutus. Созданный DApp — это один из первых NFT-маркетплейсов на Cardano
Mintless-жетоны на TON: новинка, делающая проекты на TON еще привлекательнее
Редакция MetaLamp
06 ноября 2024
Читать 11 минут
Mintless жетон TON – новая технология, позволяющая проводить эйрдропы для миллионов пользователей с минимальными затратами. Объясняем, как работают минтлесс токены Тон и как помогают создать успешный Web3-проект.
Подписаться на рассылку
Как бум игр-тапалок в Telegram стал катализатором развития технологии TON
Игры-тапалки на TON (The Open Network) – одна из самых успешных бизнес-моделей в Web3, появившихся в 2024 году. Достаточно привести несколько цифр:
Запуск Телеграм-игры в жанре tap-to-earn с привязкой к TON может стоить всего лишь $8000-10000, если прибегнуть к коробочному решению вроде того, которое предлагает MetaLamp). Вам не нужно тратить месяцы, пытаясь привлечь венчурный капитал. Не нужно самим искать разработчиков на FunC, писать код смарт-контракта, делать дизайн мини-аппа и так далее. А саму игру легко разместить в магазине мини-аппов Telegram, у которого уже 500 млн активных пользователей.
Алгоритм работы таких игр прост: игроки получают доступ через бота в Telegram и быстро тапают по объектам на экране, стараясь собрать как можно больше виртуальных монеток в надежде получить будущий эйрдроп.
Самое интересное в том, что тапалки с их эйрдропами для десятков миллионов юзеров заставили разработчиков TON пересмотреть подход к созданию новых токенов (жетонов). Чтобы избежать излишней нагрузки на блокчейн и высоких комиссий для проектов и пользователей, была создана новая технология mintless-жетонов, которые уже были успешно протестированы в ходе дропа мегапопулярной игры Hamster Kombat.
Это один из немногих в Web3 примеров того, как живые потребности рынка двигают вперед технологию L1-чейна, причем быстро. Интересно сравнить разработку минтлесс-жетонов с апгрейдом сети Ethereum Cancun, где вся изначальная концепция шардинга поменялась на волне развития роллапов. Только на Ethereum для этого потребовалась пара лет, а на TON – пара месяцев.
Конкретным катализатором стал эйрдроп Hamster Kombat для 131 млн игроков — и, к чести команды TON, mintless-жетоны были успешно протестированы, а сеть успешно справилась с огромной нагрузкой, в то время как в ходе более раннего дропа токена $DOGS TON «лег» на несколько часов.
Взрыв активности на TON и самый масштабный эйрдроп в истории
С момента начала дропа токена Notcoin (криптовалюта $NOT) в мае 2024 число активных адресов в месяц на чейне TON выросло более чем в 7 раз с 1,6 млн до 11,6 млн, а общее число кошельков достигло 22,3 млн. Для сравнения: в сети Tron, имеющей гораздо более высокий TVL, около 10,1 млн активных адресов в месяц, а в сети Polygon — всего 5,2 млн.
Число транзакций в сети подскочило с 3,7 млн до рекордных 17,4 млн 28 сентября, на третий день эйрдропа Hamster Kombat.
Однако с быстрым ростом экосистемы TON появились и новые челленджи, прежде всего связанные с крупными эйрдропами игр-тапалок. Так, 27 августа вся сеть TON зависла на четыре часа из-за перегрузки после запуска эйрдропа токена $DOGS.
Самый большой челлендж ждал впереди: игра Hamster Kombat планировала раздать 60 млрд токенов 131 миллиону игроков — в 7,7 раз больше, чем у Dogs.
Немного технологии: как работают жетоны TON
Чтобы понять, как именно mintless-жетоны помогают оптимизировать массовые эйрдропы на TON, стоит вначале поговорить о механизме работы обычных жетонов (токенов). Итак, жетон (jetton) — это TON-эквивалент обычного токена в Ethereum. Базовый стандарт для разработки жетонов — TP-74 (аналог ERC-20).
Каждая монета (жетон, токен) имеет свой мастер-контракт (также называемый минтер-контракт, minter contract), написанный на языке FunC, который был специально разработан для TON. В мастер-контракте содержится следующая информация:
Текущее число токенов в обращении;
Свойство mintable: можно ли минтить новые жетоны сверх уже существующего числа. Жетоны, участвующие в эйрдропах, обычно обладают этим свойством, поскольку проект должен иметь возможность последовательно сминтить аллокации для всех пользователей;
Метаданные (или ссылка на них): название жетона, тикер, описание, картинка, число знаков после запятой и др.
Однако самое интересное в том, что при запуске нового жетона создается не только мастер-контракт, но и некоторое число так называемых валлет-контрактов или жетон-кошельков (jetton wallet contracts): по одному смарт-контракту на каждого держателя токенов.
В жетон-кошельке содержится информация о количестве жетонов на балансе конкретного пользователя, адрес его кошелька, адрес основного смарт-контракта (мастера), а также функции, необходимые для отправки и сжигания жетонов.
Подчеркнем, что жетон-кошелек — это не то же самое, что ваш обычный кошелек TON (т.н. аккаунт-кошелек). Допустим, Алиса отправляет жетоны NOT Васе: сначала она подписывает транзакцию со своего жетон-кошелька NOT, далее жетоны переводятся с ее общего кошелька на кошелек Васи, и наконец уведомление о переводе приходит на жетон-кошелек NOT Васи.
Если у Алисы в кошельке хранится 20 разных токенов (жетонов), значит, у нее 20 разных жетон-кошельков (jetton wallets), и каждый из них — самостоятельный смарт-контракт.
Как разработать и запустить TON Telegram Mini Apps
В соответствии с традиционным подходом к проведению эйрдропа, проект вначале формирует таблицу адресов всех квалифицированных получателей. Далее начинается распределение жетонов: мастер-контракт создает по жетон-кошельку для каждого получателя, минтит жетоны и отправляет их на жетон-кошельки. Самому пользователю ничего делать не надо.
Проблема в том, что на TON проекты платят также за пространство для хранения данных на смарт-контракте (storage fee), и если сумма на балансе падает ниже определенного минимума, смарт-контракт замораживается. А чтобы его разморозить, нужно иметь «на руках» информацию о состоянии смарт-контракта на момент заморозки: еще затраты на хранение данных!
Таким образом, подавляющая часть расходов на эйрдроп — это оплата памяти жетон-кошельков и отправки на них токенов.
А теперь представьте, что в вашем эйрдропе участвуют 10 миллионов пользователей. Сколько смарт-контрактов вам нужно «задеплоить»? Правильно, 1 новый мастер-контракт плюс 10 миллионов валлет-контрактов. И за каждый нужно оплатить комиссию сети. Сама по себе она маленькая, но если помножить на несколько миллионов, то получится сумма в сотни тысяч долларов.
По некоторым данным, в ходе эйрдропа $NOT создание каждого жетон-кошелька и отправка токенов обошлись в 0,01705 TON, причем около половины этой суммы просто хранилось на жетон-кошельке, чтобы гарантировать нужное пространство для хранения. В дропе участвовало 5 миллионов человек, а цена $TON на тот момент (май 2024) была около $7. Получаем:
5,000,000*0,01705*$7=$596,750.
А теперь представьте, что в эйрдропе 131 млн участников (как в случае Hamster Kombat). При той же комиссии в TON (0,01705) и цене TON в $5,7 проекту пришлось бы раскошелиться на 131 000 000*0,01705*$5,7=$12 731 235.
Конечно, платить $12 миллионов за то, чтобы раздать токены, — абсурд. Альтернатива — переложить все комиссии на самих пользователей. Но для этого необходимо сохранить таблицу со списком адресов, участвующих в эйрдропе, в самом смарт-контракте, чтобы он мог проверить, кому может получать дроп, а кто нет. Опять-таки, если в дропе миллионы участников, то запись такого количества данных в смарт-контракт — это дорого и неэффективно, да и участникам могло бы не понравиться, что нужно платить комиссию.
К счастью, команде TON удалось найти решение: минтлесс-жетоны (mintless jetton) = токены, которые создаются на блокчейне только тогда, когда пользователь инициирует их вывод из кошелька (будь то через своп, отправку в стейкинг и т.п.).
Как работают mintless токены на TON
Алгоритм минтлесс-жетонов основан на том, что таблица адресов и аллокаций хранится оффчейн, а пользователь доказывает смарт-контракту, что его адрес есть в списке, после чего клеймит жетоны. Пошагово процесс выглядит так:
Таблица участников хранится оффчейн, но для нее рассчитывается корень Меркла (корневой хеш) — единый хеш, представляющий полный список адресов и размеров индивидуальный аллокаций (подробнее можно прочесть тут).
Специальный API-сервис в ответ на сообщение-запрос предоставляет доказательство (пруф) того, что тот или иной адрес включен в таблицу эйрдропа. Проект может пользоваться готовым сервисом (например, этим) или написать собственный.
Ссылка на API-сервис включается в мастер-контракт жетона, а в каждый жетон-кошелек включается корневой хеш.
Пользователь Алиса через кошелек (например, Tonkeeper) отправляет сообщение сервису API, запрашивая пруф того, что ей положены токены. При этом ей нужно иметь на балансе TON для оплаты газа.
Кошелек передает пруф вместе с запросом на получение токенов жетон-кошельку Алисы.
Жетон-кошелек сравнивает пруф с корневым хешем. В случае успеха, кошелек Алисы получает сообщение о поступлении жетонов и они отображаются на балансе, хотя минтинга еще не произошло, то есть токены еще не существуют на блокчейне.
Жетоны фактически минтятся только тогда, пользователь Алиса инициирует их вывод из кошелька. Таким образом, отдельной транзакции клейма и генерации токенов не происходит.
Название «mintless» не означает, что токены не минтятся вообще. Суть в том, что их минтит не проект, а пользователи — децентрализованно, самостоятельно и только тогда, когда совершают первую транзакцию с жетонами.
Процедура крайне эффективна:
Вне зависимости от числа участников достаточно сгенерировать всего один новый хеш (корневой хеш списка адресов);
Не нужно тратить средства на хранение таблицы ончейн;
Не нужно платить за пространство хранения данных в жетон-кошельках;
Не нужно платить за отправку жетонов пользователям;
Проект не минтит все жетоны разом и не создается экстремальной нагрузки на блокчейн;
Пользователи тоже не минтят массово, а только в момент первой исходящей транзакции (например, перевода на биржу).
В списке стандартов TON минтлесс-жетоны проходят как TEP-177, расширение к стандарту TP-74.
Взаимодействие с эйрдропами минтлесс-жетонов
С точки зрения пользователя получение дропа mintless jettons — процесс очень простой. Минтлесс-жетоны уже поддерживают основные кошельки для TON, такие как Tonkeeper и TON @Wallet.
При подключении кошелька бот эйрдропа происходит проверка наличия аллокации и отображает сообщение с балансом токенов, как будто они поступили в кошелек (хотя, как мы знаем, они даже еще не созданы). После этого можно сразу же совершить первую транзакцию с жетонами; при этом монета будет фактически создана на блокчейне.
Тест Mintless Points
17 сентября TownSquare Labs опубликовала сообщение о массовом тестировании технологии минтлесс токенов с помощью специально созданного актива Mintless Points. 18 миллионов адресов получили дроп Points, не имеющего никакой рыночной ценности. Дроп прошел благополучно, хотя многие участники были озадачены, обнаружив в кошельке новый непонятный «поинт».
Следующим шагом после Points должна была быть «проверка боем» — настоящий эйрдроп Hamster Kombat.
Почему самый масштабный запуск токена в истории превратился в разочарование — и что это значит для mintless-жетонов
Запуск дропа $HMSTR ознаменовал целый ряд новых рекордов для TON:
свыше 1 миллиона транзакций в час и 20,4 млн за 24 часа;
1,8 млн активных адресов за 24 часа;
$469,800 — сумма комиссий в сети за день.
Несмотря на огромный хайп в СМИ и на технически бесперебойно прошедший дроп, значительная часть участников эйрдропа Hamster Kombat остались недовольны, а сама монета $HMSTR с начала дропа упала уже на 55%. Почему так произошло?
Изначально дроп планировался на июль, но был отложен до конца сентября. Задержка дропа или любой другой важной для комьюнити активности сама по себе вызывает народный гнев — проектам важно это помнить.
Выяснилось, что 11% токенов залочены на 10 месяцев.
Пользователи, которые-таки получили дроп, жаловались на маленькие аллокации — особенно по сравнению с временем, затраченным на игру.
Большие аллокации были выделены инфлюенсерам, которые даже не играли в игру.
Цена листинга оказалась неожиданно низкой: каждая монета в момент начала торгов стоила всего $0,01. Из-за этого аллокации многих участников в долларовом выражении оказались ниже минимального порога для продажи на биржах — особенно после того, как цена обвалилась на 40% в первый же день.
Что ждет технологию mintless jetton дальше?
С технической точки зрения эйрдроп Hamster Kombat прошел гладко: сеть TON не зависла и все квалифицированные участники с подходящими кошельками смогли получить $HMSTR и совершать с ними транзакции. Проекту дроп обошелся во много раз меньше, чем было бы в случае использовании традиционной модели с минтингом токенов. Проблемы эйрдропа Hamster Kombat стали результатом плохой организации на уровне работы с комьюнити, токеномики и т.д.
Итак, доказано: минтлесс-жетоны работают и могут сэкономить организаторам дропов очень много денег. Теперь проекты на TON могут свободно использовать перспективу эйрдропа как драйвер трафика, не боясь, что расходы на дроп превысят выручку от этого трафика. Проблема экономической эффективности и монетизации в Web3 стоит очень остро, и mintless jettons могут стать важным шагом на пути к созданию не просто популярных, а прибыльных проектов.
С появлением минтлесс-жетонов экосистема TON становится еще привлекательнее для развития как игр, так и других видов проектов.
Отметим также, что эйдроп с использованием mintless токенов можно скомбинировать с коробочным решением для игрового мини-аппа, чтобы сделать процесс запуска проекта еще проще.
Добавьте сюда масштабное партнерство с Telegram и взрыв популярности мини-аппов (TMA, Telegram Mini Apps) — и вы поймете, почему мы рекомендуем клиентам обратить внимание на TON.