Спойлер: с Discovery.
Discovery мы называем первый этап разработки, на котором идея заказчика обретает конкретные черты: становится понятна задача для команды и можно примерно оценить стоимость её реализации. На этом этапе мы анализируем бизнес-процессы, которые будет решать лаунчпад, рассматриваем варианты их воплощения с технической точки зрения и предлагаем оптимальное решение. Проще говоря, на этом этапе заказчик увидит, что и как пользователь сможет делать на площадке, с какими сервисами потребуется интеграция, нужен ли ему будет собственный токен и, если да, то как и на базе какой сети стоит его запускать. Благодаря Discovery у клиента появляется чёткое представление о будущей площадке, механике её работы, план работ для команды и примерная оценка стоимости.
Структура Discovery может в разных компаниях отличаться. Мы придерживаемся принципов быстрой аналитики и умеренно детальной проработки технических требований. По итогам исследования мы отдаем нашим клиентам следующую документацию:
Стоимость Discovery обычно оценивается в размере 2-10% от стоимости MVP. Ценность такого подхода связана с появлением новых возможностей, которые открывает подготовленный материал: с результатами Discovery можно аргументированно презентовать продукт инвесторам. Помимо ориентирования в бюджетах и сроках, Discovery помогает гибко подходить к разработке: перенести или добавить часть фич в следующую фазу развития продукта. На основе конкретных данных проще сравнивать оценку проекта с коммерческими предложениями от других команд разработки.
- Выбор целевой аудитории
Лаунчпад – это сервис, ориентированный на инвесторов. Инвесторы могут быть «простые», т.е. физические лица, так и институциональные – различные фонды, корпорации и другие организации.
От этого зависит как UI/UX платформы, так и бизнес модель: для крупных инвесторов обычно проводятся приватные раунды продаж и тщательная проверка KYB (know-your-business).
В лаунчпадах для индивидульных инвесторов важно обеспечить удобство для людей с разным уровнем подготовки к погружению в рынок инвестиций, стабильную инфраструктуру, защиту от ботов и скама.
- Выбор механизма реализации лаунчпада
Основная задача лаунчпадов – это обеспечить удобство и безопасность сделок, то есть гарантировать, что инвестор, который хочет получить токены по стартовой цене их получит, а основатель стартапа, который намерен их продать – получит средства за продажу токенов в полном размере.
Челлендж для основателя лаунчпада заключается в том, чтобы найти метод обеспечения интересов участников взаимодействия. Как защитить инвесторов от скам-проектов? Как обеспечить блокчейн-предпринимателям интерес и внимание публики?
Мы говорили, что выбор целевых пользователей во многом определяет дальнейший механизм реализации лаунчпада. Есть два способа организовать работу продукта:
- Написать автономную систему смарт-контрактов, гарантирующие исполнение обязательств обеих сторон на уровне кода. То есть, владельцы лаунчпада предлагают техническое решение этой задачи, которое в автоматическом режиме выполняет продажи и другие процессы.
- Обеспечить надежную команду управления, которая будет действовать четко в рамках закона и устава организации, обеспечивая тем самым исполнение необходимых и прозрачных процедур.
На практике, публичные лаунчпады, рассчитанные на массового пользователя, обычно работают по гибридной модели: часть критичной логики продукта на смарт-контрактах, а остальное на классическом бэкенде. Приватные лаунчпады это всегда централизованный сервис с полным контролем администрацией продукта.
В качестве примера модели лаунчпада полностью на смарт-контрактах можно привести Camelot на Arbitrum: децентрализованная платформа вполне справляется с задачей справедливого автораспределения токенов.
Проиллюстрировать работу команды по жёсткому протоколу может TrustPad: люди на основании чёткого свода правил решают, принимать проект на платформу или нет. За счёт более высоких гарантий безопасности такой метод реализации лаунчпада предпочтительнее для проектов, нацеленных на институциональных инвесторов. Сложность подхода – в необходимости собрать надёжную и юридически подкованную команду, которая сможет проверять всевозможные документы, собирать пруфы, чтобы убедиться, что имеет дело не с мошенниками, а настоящим проектом.