Цифровые права в России регулируют два закона — оба носят номер 259-ФЗ — отдельные нормы Гражданского кодекса и нормативно-правовые подзаконные акты.
Первый закон от 02.08.2019 года регулирует УЦП. Второй закон, вступивший в силу 31.07.2020 года, определяет механизм работы цифровых финансовых активов (ЦФА) и гибридных цифровых прав.
По закону цифровые права делятся на цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
Цифровые финансовые активы. ЦФА — запись в реестре, которая по своей сути аналогична ценным бумагам. Тот, кто купил ЦФА, может в будущем требовать деньги, акции, облигации или прямое право на участие в капитале компании — в зависимости от того, что предусмотрено в ЦФА.
Например, вместо выпуска акций компания может выпустить ЦФА, которые удостоверяют право на участие в капитале компании. Так компания привлечет инвестиции, а инвесторы смогут в будущем зарабатывать на дивидендах или продать эти права по более высокой цене.
Основной вид цифровых финансовых активов, который используется на практике, — это цифровые права требования. Другие формы еще не до конца прижились. Также используются так называемые гибриды — комбинация цифровых финансовых активов и УЦП.
Утилитарные цифровые права. УЦП — это цифровой купон, который позволяет требовать вещь, услугу, право пользования программой или картиной от того, кто этот купон выпустил.
Выпуск УЦП позволяет компании привлечь деньги на развитие бизнеса, а покупателям — получить активы со скидкой.
Разделение цифровых прав на две категории достаточно условно и пока мало кто понимает, как это будет работать на практике. Эксперты сходятся во мнении, что в законе пока много белых пятен.