Стоимость часа у разных студий кардинально отличается — одни просят 1000 ₽, другие — 2000 ₽, третьи — 5000 ₽. Во многом поэтому и существует сильный разброс между оценками проектов.
Для примера покажем, из каких типичных расходов складывается стоимость часа в нашей студии. Значения в таблице примерные.
В конкретном случае расходы будут отличаться. Компания может снимать более дорогой офис или больше тратить на сотрудников, которые не генерируют выручку. Кроме того, если она не относится к малому бизнесу, то налоги у неё будут выше.
Кроме налогов и взносов, в стоимость часа разработчика входят все обязательные ежемесячные расходы компании: аренда и содержание офиса, закупка оборудования, обучение специалистов, прибыль инвесторов, реклама, простои сотрудников, генерирующих выручку. Это упрощенный расчет, но в целом все работает примерно так.
Теперь отдельно разберем каждый источник расходов, чтобы посмотреть, может ли он влиять на конечную стоимость.
Стоимость часа разработчика. Это самый значительный источник расходов, который к тому же трудно снизить так, чтобы не пострадало качество работы. У разных студий он может отличаться, потому что стоимость часа разработчика в регионах разная. По данным Хабра, во втором полугодии 2021 года разработчик из Челябинска получал 80 000 рублей, а такой же разработчик из Москвы — 160 000 рублей. Получается, что работать со студией из региона, возможно, будет выгоднее.
Взносы в фонды больничных и отпусков за сотрудников. Это обязательные расходы, если студия стремится работать в белую по ТК РФ. Возможно, начинающие студии как-то обходят такие условия, но в долгосрок без этого не обойтись.
Обязательные расходы студии. Эта статья расходов может отличаться очень сильно, потому все работают по-разному. Студия с удаленными сотрудниками экономит на офисе, а другая снимает огромный офис и активно пиарится. Очевидно, что услуги второй студии будут дороже.
Зарплаты тем, кто не генерирует прибыль напрямую. Чем крупнее компания, тем больше в ней сотрудников, которые не зарабатывают деньги напрямую. Соответственно стоимость разработки из-за этого может быть выше. Но тут есть и обратная сторона: менеджеры, рекламщики и руководители косвенно обеспечивают качество услуг компании. Ведь если в студии один менеджер на 8–10 проектов, вряд ли он сможет сопровождать их эффективно.
Расходы на простои. Некоторые компании пытаются угодить новому клиенту, поэтому не закладывают в стоимость эту статью расходов. С одной стороны, это удешевляет разработку, но, с другой, компания вынуждена избегать простоев любой ценой. В том числе в ущерб нынешним проектам.
Расходы на развитие сотрудников. С первого взгляда кажется, что заказчик не должен платить за это. Но на самом деле обучение напрямую влияет на качество услуг и скорость работы. Там, где экономят на этой статье, разработчики могут знать меньше, поэтому работать медленнее. Но это не всегда так. Студия может нанимать суперквалифицированных специалистов, но их знания и опыт так или иначе будут учтены в ставке специалиста.
У нас в MetaLamp есть проект по обучению разработчиков, который мы оплачиваем из средств студии. Это хороший источник квалифицированных кадров, которые работают по нашим стандартам.
Прибыль компании. Без нее никуда. Сумма зависит от аппетитов студии и конкуренции на рынке.
Налоги на прибыль. С теми, кто их не платит или пытается на них экономить, лучше не связываться. Ведь, если у подрядчика начнутся проблемы с налоговой, проект может оказаться под угрозой.
Получается, что выбирая студию подешевле, вы соглашаетесь на определенный риск: качество работ может быть похуже, времени проекту уделят не так много, а разработчики могут работать не в полную силу.
Но так бывает не всегда. Иногда молодые студии не арендуют офис, соглашаются на невысокую ставку и в целом показывают неплохой результат. Но длится это обычно недолго: в итоге встает вопрос о собственных проектах, поиске кадров, прибыли — и цена растет.