В действительно же причин провала может быть гораздо больше. Чтобы все их не перечислять, и не отбирать сливки от молока, я попросил наших экспертов поделиться своим опытом в совершении критических ошибок, которые ни в коем случае нельзя повторять ̶д̶о̶м̶а̶ в своем проекте!
Edem Appaz:
—Самая большая ошибка — это работа с мутными фондами и инвесторами на первых порах, от безысходности. Есть огромное количество скама [прим. обмана] на рынке фандрейзинга и инвестиций в целом. Начиная от инвестирования “чёрных биткоинов”, и заканчивая стандартным фродом по классической схеме аля "отправьте некоторую сумму нам на счёт как proof of readiness"
Artem Ovchinnikov:
— Ни в коем случае не останавливать процесс фандрайзинга, даже если деньги не нужны в текущий момент.
У тебя должна быть очередь из инвесторов. Собирай waitlist, формируй нетворк, собирай лучшие предложения, выбирай инвесторов из списка тех, кого хочешь, кто делает лучшее предложение и т.д.
— Не брать деньги сразу, когда предлагают. Предложили деньги - закрывай, не жди “завтра”. Завтра может все измениться, рыночная ситуация, эмоции угаснут на конкретную сделку…
Denis Issaulov:
— Таких ошибок было сотни… — Коммиты с фондами без подтверждения на бумаге (term sheet)
— Смешали клиентов и инвесторов в “одну кучу”
— Фокус на бизнесе. “Стартап должен уметь зарабатывать! Технология уже на втором месте” — и это действительно так. Но мы не учли того факта, что зарабатывать можно разными способами. Нужно искать такое продуктовое позиционирование, чтобы стать масштабируемым продуктом.
А вот технология должна помогать масштабировать твой заработок, иначе зачем она нужна? В самом начале мы потратили больше времени, фокуса и денег не на масштабирование доходов используя технологию, а на масштабирования доходов используя человеко-ресурсы. И это было ошибка, т.к. мы потеряли время.
Но с другой стороны, мы сформировали огромную сеть нетворкинга за этот период.
Получается, что каждая ошибка - это и ошибка, и часть пути формирования проекта.
— Неудачная презентация продукта. Мы делали релиз продукта и пригласили порядка 600 клиентов на презентацию. У нас был хост, человек который транслирует картинку и гость, а между ними была огромная задержка связи. Это повлекло за собой растяжение презентации с кучей неловких пауз 🙂
На будущее сделали вывод: всегда приглашайте для ивента менеджеров, которые на этом специализируются.
С другой стороны получился чисто стартаперский кейс: «Чем более позорно и стыдно ты запустился - тем больше ты похож на реальный стартап, который делает что-то быстро.»
Эти ошибки свидетельствуют о важности четкости, прозрачности и стратегического подхода в процессе привлечения инвестиций. Понимание рисков и умение избегать мошеннических схем, а также умение эффективно представлять свой проект, играют решающую роль в успешном завершении фандрайзинга.