Skip to main content
5 человек
в команде
5 месяцев
в работе
Спроектировали и разработали совместно с IOHK децентрализованное приложение на платформе Plutus. Созданный DApp — это один из первых NFT-маркетплейсов на Cardano
Узнать больше

Кого выбрать для разработки MVP стартапа: фрилансеров, агентство или сотрудников

galaxy

Мы часто работаем со стартап-предпринимателями, и у многих из них есть проблема — нужно собрать техническую команду для разработки MVP, но непонятно, как лучше это сделать. Можно нанять специалистов в штат, выдавать задачи фрилансерам, полностью отдать разработку на аутсорсинг. Но что лучше?

Совсем идеального решения нет, везде есть плюсы и минусы. Где-то придется тратить больше денег, в другой ситуации увеличивать сроки, а где-то и вовсе жертвовать качеством. Расскажу, на что нужно обратить внимание, чтобы подходить к формированию технической команды для стартапа осознанно. И понимать заранее, какие проблемы вас ждут. Особенно если у вас нет IT-бэкграунда. 

Я не рассматриваю в данной статье вариант с NoCode или LowCode разработкой для тестирования бизнес-гипотез. Также эта статья вряд ли вам пригодится, если у вас уже есть опытный СТО в партнерах. В этом материале хотелось бы порассуждать, что делать предпринимателю, который уже протестировал гипотезы, сформировал первичную бизнес-модель и решил разрабатывать полноценный сервис для дальнейшего масштабирования, но не знает к кому пойти с этой задачей.

Инхаус, свой технический отдел

Если вы решили формировать свой технический отдел, учитывайте, что найм IT-специалистов сейчас — одна из сложнейший задач на HR-рынке. Это дорого, долго и сложно. Инхаус-команда нужна, если вы планируете «долгострой», который требует месяцев разработки и привлечения разных специалистов. В остальных случаях — это просто трата времени и денег.

Топ наиболее востребованных ИТ-специалистов по данным HeadHunter, июнь 2023 года

Плюсы

  • Независимость от одного подрядчика. Когда стартап обращается в одну аутсорс-компанию, он начинает от нее зависеть — появляется риск, что подрядчик может поменять условия, не сможет поддерживать нужный уровень при масштабировании проекта. В конце концов, аутсорс-команда может просто закрыться. Люди в штате же вряд ли уйдут сразу все.
  • Высокая вовлеченность. Если вы нанимаете людей, которым интересна идея стартапа и нравится атмосфера в коллективе, они потенциально будут готовы работать много и продуктивно. Особенно если в перспективе у них есть возможность получить не просто зарплату, а долю в компании.

Минусы

  • Большие расходы. Если сравнивать затраты на одного разработчика на аутсорсе и ФОТ на человека в штате, кажется, что свой специалист дешевле. Но добавьте к зарплате налоги за сотрудников, пенсионные и страховые взносы, аренду офиса, затраты на оборудование и персонал поддержки в виде менеджеров, а также издержки, которые на вас ложатся ка кна работодателя — получится не всё так однозначно.
  • Высокая вовлеченность в команду. Скорее всего, придется или нанимать хорошего HR, или заниматься поддержкой командного духа и мотивации самостоятельно. Еще нужно заложить в бюджет расходы на обучение, корпоративы и бонусы — это тоже весомые затраты.
  • Долгий цикл найма. Найм крепкого middle-специалиста может занять 1-2 месяца. Для уровня senior и выше срок растягивается еще на недели. Джуниоров набрать проще, но их нужно учить, это тоже время и деньги.
  • Сотрудники могут заболеть или уволиться. Для стартапа это боль — вы искали человека два месяца, потом три месяца вводили в курс дела, и теперь все нужно повторить заново. Текучка – достаточно острая проблема, более 57% разработчиков не находятся в активном поиске работы, но с удовольствием рассматривают входящие предложения.
  • Есть риски срыва сроков и дополнительных трат. Сотрудники могут неверно оценить дедлайн, и вам придется ждать лишний месяц-два — зарплату при этом никто не отменял. Аутсорс-команда тоже может растянуть проект, но риски будут распределены. Вы можете прописать в договоре штрафы за нарушение сроков или поделить риски переплаты между собой и исполнителем.
  • За простой придется платить. Например, вам нужно обсудить с инвестором будущее развитие проекта — пока разработка на паузе, зарплаты все равно нужно платить. Простой даже в неделю для технической команды получается довольно дорогим.
  • Микроменеджмент. Будьте готовы самостоятельно управлять командой, ставить ей задачи, принимать результат и решать все ситуативные проблемы на проекте. Либо же нанимайте в команду еще и толкового СТО, которому сможете делегировать процесс.
Нанимать свою команду для создания MVP я рекомендую стартаперу, который осознает, что высокие затраты и большая вовлеченность в технический процесс будут рентабельны. В остальном случае лучше переложить проблемы с наймом, мотивацией и развитием IT-специалистов на подрядчика.
Роман Штых
CEO MetaLamp

Заказы на фрилансе

Я вижу две причины, по которым стоит обращаться к фрилансерам: вы хотите сэкономить или вам нужна разовая помощь от специалиста по какой-то особой технологии. Но при этом вы должны уметь работать с фрилансерами: нужны процессы поиска, найма, постановки задач, контроля за их исполнением. Придется закладывать риски срыва сроков или исчезновения подрядчика. Редко когда фрилансер может быстро вникнуть в бизнес-задачу и выстроить удобный всем процесс.

С другой стороны, если вы нашли порядочного и компетентного фрилансера, можно хорошо сэкономить — по разным данным, до 60% расходов в отличии от штатного специалиста. Если задач много, это могут быть значительные деньги.

Плюсы

  • Экономия. Меньше налогов, можно оформить договор как с ИП или самозанятым. Нет взносов. Нет расходов на офис и атмосферу. Обычно дешевле, чем аутсорс-команда.
  • Можно быстро закрыть разовые короткие задачи — нашли специалиста, заключили договор, решили проблему.

Минусы

  • Много рисков. Просроченные дедлайны, пропавший специалист вместе с предоплатой — все это реалии рынка.
  • Сложно с командной работой. Для задач, которые требуют совместной работы, тяжело найти фрилансера — такие специалисты часто предпочитают действовать самостоятельно, в одиночку. Хотя это не правило, а скорее наблюдение — наверняка есть много командных игроков, просто мне они не встречались.
  • Менеджмент на вас. Придется тратить время и энергию на поставку задач, настройку и контроль за процессами. Фрилансер, который хорошо работает в команде и отлично менеджерит, быстро превращается в аутсорс-подрядчика.
  • На вас может не хватить времени. В отличии от штатного сотрудника, фрилансер не будет ждать, пока вы загрузите его задачами. Да, паузы в работе фрилансеру оплачивать не нужно — можно сэкономить, если, например, у вас время питчинга. Но когда задачи появятся, не факт, что фрилансер согласится — за это время он может найти другой проект. Это обычная деловая практика.

Работа с фрилансерами — это особых подход к процессам с жесткий отбором и строгой валидацией подрядчиков. Я понимаю, как это делает человек с сильной технической и менеджерской экспертизой. Если у вас стартап и вы не работали успешно с фрилансерами до этого — лучше не рисковать и пойти в компанию с понятными процессами, подробным и прозрачным договором и адекватным менеджментом. Либо будьте готовы к рискам.

Полный аутсорс

Как директор студии разработки, мне хотелось бы сказать, что студия - это идеальный вариант. Но такое заявление с моей стороны будет не честным. В работе со студией тоже много своих особенностей.

Плюсы

  • Готовая команда. Вам не нужно нанимать много специалистов, проверять их компетенции, ждать, пока коллектив сработается. На аутсорсе вы получаете команду и менеджера проекта, который знает свой коллектив и понимает, как лучше организовать работу.
  • Нет дополнительных расходов на команду. Атмосфера в коллективе, аренда офиса, покупка оборудования, поддержка мотивации, развитие персонала — все это головная боль аутсорс-компании, вы же получаете разработку без этих проблем и затрат.
  • Быстрый старт. Конечно, у большинства компаний есть этап пресейла, но все стараются его сократить. Ведь это в интересах компании: быстро выяснить требования, проанализировать их, согласовать и начать работу. Бывает, что на старт разработки достаточно одной недели. Например, наша команда онбордится на проект за 3 дня.
  • Можно наращивать количество задач. У аутсорс-команды обычно есть механизмы перераспределения ресурсов, которые можно подключить к вам, в случае необходимости. Получается гибкая система работы — если задач много, работает много специалистов. Задач меньше — значит, их перераспределят по другим проектам.
  • Вы можете переложить полностью или частично риски на исполнителя. Добросовестные компании сами заинтересованы в том, чтобы заранее согласовать с вами рамки оплаты своих услуг и сроки выполнения, со всеми нюансами. Если менеджер подрядчика ошибся в оценке сроков, а вы зафиксировали точную сумму в договоре — платить за увеличение сроков не придется. Либо можно перераспределить дополнительные расходы между вами и исполнителем — как договоритесь в зависимости от ситуации.

Минусы

  • Нужны деньги. Качественная разработка на аутсорсе не может быть дешевой. Расходы на компетентную команду соизмеримы, а в некоторых случаях и дороже расходов на штатных сотрудников. В то же время, если вы делаете стартап в Европе или США вы можете попробовать оптимизировать расходы, обратившись к агентствам из стран Азии, восточной Европы, Южной Америки и Африки. Но даже там опытные и надежные команды берут не малые деньги.
  • Меньше контроля и микроменеджмента. Если вам важно вникать в каждую деталь разработки, и вы хотите влиять на процессы в команде, то лучше поискать людей в штат. У студии скорее всего есть свои методологии, свои подходы и практики, вторжение в которые могут привести к задержкам и недопониманию. С другой стороны, это снимает с вас кучу головной боли, за весь процесс отвечает исполнитель.
  • Зависимость от подрядчика. Если весь проект делает одна аутсорс-команда, её будет сложно быстро заменить — новым разработчикам потребуется время, чтобы вникнуть в проект, понять, как что работает. В общем, если выбираете аутсорс, обратите внимание, что можно попасть в зависимость от команды.
  • Хорошую студию нужно искать. На рынке РФ работает уже несколько тысяч команд разработки, которые на первый взгляд могут друг от друга и не отличаться. На поиск подходящих специалистов нужно время. Хотя это всё равно быстрее, если сравнивать с поиском людей в штат.

Мне кажется, что к аутсорс-команде стоит идти, если у вас есть бюджет и  вы хотите получить за него быстрый и качественный результат, и не греть себе голову о деталях, нюансах, а просто переложить все на подрядчика. . Для этого нужен опыт и техническая экспертиза.

Аутсорс-команда подойдет тем, кто хочет перенести часть рисков на подрядчика. Да, придется внимательнее отнестись к формулировкам бизнес-задачи и к согласованию проекта. Но зато в договоре можно указать конкретный срок реализации проекта — если агентство ошибется в оценке срока, это их проблемы и лишние затраты. Когда вы нанимаете инхаус-команду, такие ошибки придется оплачивать самостоятельно.

Как выбирать аутсорс-команду для стартапа

Конечно, самый простой вариант — найти команду, которая реализовала аналогичный проект для ваших знакомых, и они довольны результатом. Если таких нет, то советую обращать внимание на несколько нюансов:

  • Узнайте, есть ли у них опыт работы со стартапами. Хорошо, если да — значит, ребята уже знают, что нужно быть гибкими и понимают, что направление разработки может поменяться после очередного тестирования гипотез.
  • Хорошо, если есть похожие проекты. Необязательно в той же нише, здесь скорее речь про технологический формат — например, если вы делаете сервис по аналитике, лучше искать аутсорс-команду, которая уже работала с визуализацией данных и специализируется на нетривиальном фронтенде.
  • Пообщайтесь с подрядчиками. Изучите, как подрядчики обосновывают форматы оплаты, как они закладывают риски, прозрачны ли они в коммуникации, как они презентуют оффер.
  • Обращайте внимание на сочетание формата работы команды и ваших потребностей. Например, если для вас критично созваниваться с менеджером, а в студии общаются только в чатах, лучше поискать других ребят.

Посмотрите на рейтинги разработчиков, проанализируйте выдачу «гугла», используйте любые методы проверки экспертизы. Составьте чек-лист необходимых требований и прогоняйте по нему всех подрядчиков.

Важная ремарка. Я считаю, что нормальная аутсорс-команда всегда будет дороже, чем содержание своего штата. Скорее всего, даже если вы посчитаете ФОТ, расходы на офис и оборудование — всё равно профессиональный, качественный и опытный аутсорс может быть дороже. Но для разработки MVP это может быть выгоднее, если у вас очень сжатые сроки и нужно получить быстрый и качественный результат. Потому что создание инхаус-команды разработчиков — это не просто выделить деньги на зарплату. Вам придется много времени тратить на поиск специалистов, ждать, пока команда сработается, тратить ресурсы на создание процессов, много учиться и трудиться. Аутсорс, конечно, дороже в деньгах, но на порядок дешевле с точки зрения головной боли и временных затрат.
Роман Штых
CEO MetaLamp

Что в итоге нужно делать

Если вы из IT-мира — вы и так всё знаете. Если у вас нет технической экспертизы — просто идите к аутсорс-команде. Хотя бы на старте не задумывайтесь о подборе своей команды. В итоге это все равно окажется дороже, сложнее и опаснее для проекта, чем работа с агентством.

article-logo

Больше интересных статей

5_rules
горячее
layer_zero
горячее

Обзор и архитектура протокола LayerZero v2

Роман Ярлыков

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
Solana
новое
TON_Mintless_Jettons
новое
L2_Bitcoin
новое
polymarket_article

Что такое Polymarket и как работает рынок предсказаний?

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

web3
business
package_solutions
выбор редакции
tapalki
выбор редакции
uma_protocol
выбор редакции
AdsGram
выбор редакции

Способ монетизировать игры в Telegram

Алексей Федин

Исполнительный директор Magnetto.pro

Статьи

web3
mobile
TON
hamster_tma
выбор редакции

Как хомяк, но для трафика: привлекаем аудиторию тапалкой

Николай Бордуненко

Бизнес-аналитик MetaLamp

Статьи

web3
dApps
mobile
dao

Что такое DAO?

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

education
web3
ethereum_gas
scroll

Как работает блокчейн Scroll: технический обзор

Алексей Куценко

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
dApps
L2
nft_stacking
выбор редакции

Понимание стейкинга NFT: механизмы и преимущества

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
dApps
legendary_play
выбор редакции
payments
sharding
выбор редакции
ton
выбор редакции
bottle_wine
выбор редакции
launchpad
twa
выбор редакции
buildings
выбор редакции
anonymus

Zero-Knowledge Proofs: важный тренд в блокчейне на 2024 год

Евгений Биктимиров

Венчурный аналитик

Статьи

ethereum
web3
dApps
cpay
AA zksync
zero knowledge proofs
stock market chart
planets
fundraising
cto
wallet
tokens
выбор редакции
rocket computer
выбор редакции

Как создать дизайн для MVP за 7 дней

Юлия Черепанова

Head of Design Office

Статьи

startup
MVP
design
nft
AI
crypto wallets
выбор редакции
red space
выбор редакции
speed up development
myths
выбор редакции
launching
выбор редакции

Кого нанимать для успешного запуска MVP

Алексей Сухарев

Head of Sales Department

Статьи

business
startup
MVP
galaxy
magazine
spaceman
выбор редакции
coffee
investors
nft

Как мы создали первый NFT-маркетплейс на Cardano

Станислав Жданович

Haskell разработчик

Статьи

cardano
web3
nft
stair
выбор редакции
bridge
rocket
abstraction

Как мы нанимаем инженеров Plutus через собственную программу обучения

Светлана Дульцева

Супервизор программы обучения

Статьи

education
cardano
web3
mountains
salary
salary increase
app
developer with books
keyboard
abstract
blockchain