Skip to main content
5 человек
в команде
5 месяцев
в работе
Спроектировали и разработали совместно с IOHK децентрализованное приложение на платформе Plutus. Созданный DApp — это один из первых NFT-маркетплейсов на Cardano
Узнать больше

Как наша бесплатная программа по веб-разработке обучила и трудоустроила 60 выпускников

developer with books

Привет! Меня зовут Сергей Черепанов, я технический директор студии разработки MetaLamp. Как и все IT-компании, мы постоянно испытываем дефицит кадров — на рынке не хватает специалистов, а перекупать людей с зарплатой ×3-×4 мы не можем. В конце концов, мы не условный Facebook и даже не огромный банк 🙂

Проблему мы решили с помощью своего образовательного проекта. Сделали его бесплатным и практически автоматизированным. Забегая вперед, расскажу результат — мы создали бесплатную программу обучения веб-разработке, с 2019 года нашли 60 толковых джуниоров. Но обо всем по порядку.

Четыре абзаца о том, как все появилось

Мы сделали компанию MetaLamp, когда учились в Томском государственном университете систем управления и радиотехники, еще в 2014 году. Тогда это были небольшие проекты на фрилансе, командой из 3-4 человек. Чтобы расширять бизнес, нужны были новые кадры, а денег на специалистов не было.

Поэтому я искал студентов, которые интересовались веб-разработкой, и давал им ресурсы для обучения — искал источники информации, придумывал задачи. Так команда разрослась до 10–12 человек, они и стали костяком MetaLamp.

После руки дошли до систематизации процесса обучения. Собрал список ресурсов для обучения: где прочитать, что изучить, чтобы начать заниматься веб-разработкой. И постепенно его улучшал. Еще были практические задания, мы несколько раз меняли их, оттачивали формулировки.

В итоге появилась программа из шести ступеней, которую сейчас можно увидеть на нашем сайте.

Что за программа обучения и зачем она нужна

В работе мы используем довольно узкий стек технологий: связку Typescript+React и Haskell. Поэтому программу строили так:

  • Frontend — обучаем разработке на JavaScript. Мы считаем, что сразу учить какому-то фреймворку не эффективно. Ведь если человек глубоко разобрался в JavaScript, условный React|Angular|Vue он поймет очень быстро.
  • Backend — хардкорная программа по изучению Haskell. Это функциональный, чистый и ленивый язык программирования с, пожалуй, самой мощной системой типизации из современных промышленных языков.

Каждая программа состоит из пяти частей. Два задания теоретических, два практических, где обучающиеся пишут объемные проекты. Эти четыре задания полностью самостоятельные, наши сотрудники не вовлекаются в процесс обучения.

Еще есть пятое задание, трехэтапный рефакторинг, на котором обучающиеся получают обратную связь от наших разработчиков и переделывают проект. Мы ценим инженерный, качественный подход к делу — важно, не просто сделать «чтобы работало», а решить задачу грамотно, с читаемым кодом и без «костылей». Поэтому пятое задание получилось довольно объемным и строгим, чтобы обучающиеся сразу привыкали к постоянному код-ревью.

Со временем мы поняли, что новички после программы обучения еще долго привыкают к работе в команде: к тому, что такое scrum и как по нему работать, зачем нужны софт-скиллы, митинги и прочие элементы командной работы. Поэтому на фронтенд-направлении программы мы добавили еще и командный этап, который проходит параллельно пятому этапу. 

Из обучающихся, которые прошли первый этап рефакторинга, мы формируем команды по 4-6 человек. И выдаем им разработку проекта с нуля на React, который займет 2 месяца. На этом этапе мы симулируем реальные условия разработки, с опытным практикующим разработчиком в качестве тимлида, проектным менеджером, который обеспечивает работу по Agile методологии, со спринтами и демо промежуточных результатов проекта «заказчику» раз в две недели.

Мы рассчитывали, что обучение займет около 600-1000 часов, но в среднем выходит чуть больше — 8-12 месяцев при 30 часах занятости в неделю. Если у человека есть базовые знания программирования, будет проще и быстрее. Если нет, не проблема, разобраться с циклами, переменными и функциями можно в процессе.

Программа обучения полностью бесплатная

Сроков в обучении нет — процесс можно растягивать, брать отпуска, бросать и возвращаться через несколько месяцев. Главное — дойти до конца. Исключение — шестой, командный этап на фронтенде. Его придется делать синхронно с остальными обучающимися.

Мы просим писать обучающихся неформальные отчеты, когда им удалось продвинуться по программе. Собираем их в телеграм-чатах — на бэкенде у нас один чат на все задания, на фронтенде отдельные чаты по заданиям. На отчеты в чатах мы смотрим, когда обучающийся выходит на ревью, чтобы выяснить, как у него проходил прогресс на самостоятельных этапах. Если взяли паузу или отпуск, никаких отчетов не нужно.

Кроме отчетов, у чатов есть и социальная функция — люди знакомятся, помогают друг другу, обсуждают задачи. Создается ощущение комьюнити, где можно задать вопрос, посмотреть на прогресс других обучающихся.

Завершается программа обучения собеседованием на должность джуниора — нужно подготовиться и ответить на известные заранее 80 вопросов. Эти вопросы покрывают те же темы, что были на более ранних этапах программы. Они помогают закрепить те знания, что были получены, систематизировать их и провалидировать в разговоре с более опытным разработчиком. Количество попыток тут не ограничено, так что можно взять себе столько времени, сколько нужно для полного понимания материала. Если обучающийся прошел все задания и собеседование, мы предлагаем ему трудоустройство.

Как обучающиеся находят нашу программу

Чтобы привлечь людей в программу обучения, мы решили сделать ставку на бесплатную возможность войти в IT с нуля. Для этого в начале 2019 года выложили вакансию стажера-разработчика на HeadHunter.

В ней указали, что гарантируем трудоустройство всем, кто завершит все этапы программы обучения и пройдет собеседование на первый уровень нашей карты развития разработчика.

Вакансия на HeadHunter все еще размещена, и по ней мы уже получили 27.5 тысяч заявок на фронтенд направление и больше 9 тысяч заявок на бэкенд направление — это те, кто заполнил анкету и получил доступ к задачам.

Результаты образовательного проекта

Конечно, из этих 37 тысяч человек программу обучения закончили не все. Мы отслеживаем аналитику по программе с помощью отчетов из телеграм-чатов и системы опросов, которые есть на каждом из этапов.

Сейчас в первом чате фронтенда у нас 4500 человек — это те, кто проходит первое теоретическое задание. Во втором — 1650 человек. В чате третьего и четвертого задания 310 участников. На пятое задание вышли 160 человек. По изучению Haskell есть только один чат, в нем 1200 участников.

Огромное количество обучающих прекращают проходить программу до финального задания. Кому-то не хватает мотивации или времени. Другие находят работу самостоятельно, до окончания программы.

Мы трудоустроили всех, кто закончил программу обучения с 2019 года, как и обещали в вакансии. 32 фронтендера и 13 бэкендеров прошли собеседование и стали работать у нас. 15 человек трудоустроили к партнерам. Партнеры обращаются к нам за новыми новичками и ждут следующие выпуски.

Что за люди приходят на работу и почему мы гарантируем трудоустройство

Программа обучения — это наш основной рекрутинг-канал. У нас был опыт найма со стороны, но это было не совсем то, что нужно. А выпускникам программы мы всегда рады по следующим причинам.

  • Это люди с сильной волей. Когда ты в среднем год выделяешь каждую неделю по 30 часов на обучение, значит, у тебя все в порядке с волей, у тебя есть сумасшедший энтузиазм.
  • Это люди, которым интересна разработка. В отличии от коммерческих онлайн-курсов по программированию, мы не стремимся сделать программу так, чтобы обучающийся ее точно закончил к определенному дедлайну. У нас все построено на интересе к разработке. Причем знания фундаментальные, это сложно. Поэтому те, кто закончил нашу программу обучения, на деле доказали, что любят айти и программирование.
  • Это люди, лояльные к компании. Программа обучения бесплатная, мы гарантируем трудоустройство, долго взаимодействуем с обучающимися, помогаем им реализоваться. Результат этого — условный кредит доверия к нашему агентству. Закончившие программу понимают, что мы не просто обещаем что-то, а соблюдаем договоренности.

Восемь из десяти выпускников программы вообще не связаны с IT. Например, у нас есть девушка, которая училась, сидя в декрете со вторым ребенком. До этого работала юристом в компании, которая не была связана с IT. Человек с гуманитарным образованием, решила заняться разработкой, взяла и прошла программу. Сейчас ее ценят в команде, о ней прекрасный фидбек от заказчиков.

Две причины, почему мы гарантируем трудоустройство каждому, кто закончит программу и пройдет собеседование

Обучающая система построена так, что человек не пройдет на следующий этап, пока не завершит предыдущий. Не попадает на собеседование, если не справится с практическим проектом, рефакторингом и командной работой. Поэтому с помощью программы обучения мы сильно экономим время — на собеседование приходят те, кто уже точно обладает должным уровнем знаний.

Более того, даже трудоустройство тоже не является последним этапом, с него все только начинается. У нас есть условие для испытательного срока — джуниор должен за три месяца перейти на следующий уровень по карте развития сотрудника. В этой карте есть список материалов и вопросов, которые они изучают и сдают опытным разработчикам. Это является своеобразным подтверждением того, что выпускники могут и готовы развиваться дальше.

Поэтому да, мы спокойно гарантируем трудоустройство всем, кто закончит программу. Ведь тех, кто справится с обучением, мы действительно будет рады видеть в команде.

Еще одна причина - трудоустройство для многих является важным мотиватором в прохождении программы.

У нас был момент, когда поток выпускников сильно увеличился и мы даже думали снять с себя обязательство о гарантии трудоустройства и набирать следующих выпускников по конкурсу. Но потом поняли, что это будет опасным решением.

Выпускники и сотрудники рассказали, что именно гарантии устройства на работу мотивировали начать и не бросать обучение. Если бы мы убрали гарантию, то мотивация могла бы пропасть у талантливых людей, которые в итоге не пришли бы в команду.

Поэтому гарантия трудоустройства для нас стала приоритетом. Мы стали привлекать к программе другие компании. Это команды, которым мы доверяем как работодателям: люди, с которыми мы дружим.

Сколько стоит сделать и содержать такую образовательную программу

Всего программу помогают вести 17 ревьюеров, 1 менеджер проектов, 1 тимлид команд, руководитель программы. Ревьюеры — это в большей степени вчерашние выпускники программы, которые уже устроились к нам на работу и активно участвуют в коммерческих проектах. Для них это тоже элемент обучения. Ведь когда ты наставляешь других, то лучше разбираешься в тонкостях вопроса. Поэтому первый этап код-ревью проводят они, а второй и финальный более опытные разработчики.

Самые активные ревьюеры тратят на ревью по 4-6 часов в неделю, остальные намного меньше. Менеджер проекта ведет обучающихся на заключительном этапе по Agile методологии - это нужно для шестого, командного задания программы. Сейчас на образовательную программу мы тратим примерно 200 000 рублей в месяц.

Недавно мы исключили из расходов статью на введение джуниоров в реальный рабочий процесс, когда они только трудоустроились к нам — в том числе и для этого в программе обучения появилось шестое командное задание.

Дело в том, что заказчики не всегда готовы платить за работу начинающего джуниора без опыта реальной разработки. Поэтому раньше мы говорили им, что у нас есть новый сотрудник и мы хотим использовать его в проекте, но его время оплачивать не нужно. А чтобы человек не работал бесплатно, зарплату мы платили ему из своего бюджета.

Сейчас введение в рабочий процесс заменило шестое задание. После него джуниора можно спокойно выпускать в проект заказчика с оплатой, ведь опыт командной работы над проектом у него уже есть.

Кратко. Как сделать образовательную программу и трудоустроить 60 отличных специалистов в IT

Вот несколько выводов, которые я сделал из работы над нашей программой:

  • Образовательная программа может стать «кузницей кадров» для IT-компании. Сейчас это наш основной HR-канал.
  • Гарантировать трудоустройство, возможность войти в IT — это отличный способ мотивировать талантливый людей начать и не бросать обучение.
  • Сделайте обучение тестом на энтузиазм. Если студент прошел все задания, значит, ему действительно интересна разработка. Тем более, что программа полностью бесплатная, поэтому мотивации «заплатит и поэтому закончит» нет.
  • Давайте фундаментальные знания — если человек разбирается в принципах программирования и поймет, как пользоваться языком, конкретные библиотеки он усвоит быстро.
  • Программы обучения должен содержать теорию, самостоятельную практику и командную работу. Делайте программу так, чтобы на собеседование к вам пришел специалист с подходящим уровнем знаний и навыков.
  • После обучения все только начинается — сделайте карту развития, чтобы джуниоры понимали, куда им двигаться дальше.
  • Выделите время опытных разработчиков для работы со студентами.

Наша программа обучения появилась как способ поделиться знаниями с новичками, показать им, что в MetaLamp можно развиваться и расти как профессионал. Сейчас она стала системой отбора мотивированных людей, которые хотят войти в IT. Благодаря ей мы пополняем свою команду и команды других компаний толковыми разработчиками, с которыми комфортно работать и расти. 

article-logo
ton_results
горячее
eigenlayer
новое
Polygon_zkEVM
новое

Обзор Polygon zkEVM: принцип работы L2-решения для Ethereum

Алексей Куценко

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
zkp
bridges_overview
новое
5_rules
новое
layer_zero
новое

Обзор и архитектура протокола LayerZero v2

Роман Ярлыков

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
bridges
Solana
новое
TON_Mintless_Jettons
L2_Bitcoin
выбор редакции
polymarket_article

Что такое Polymarket и как работает рынок предсказаний?

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

web3
business
package_solutions
выбор редакции
tapalki
выбор редакции
uma_protocol
выбор редакции
AdsGram
выбор редакции

Способ монетизировать игры в Telegram

Алексей Федин

Исполнительный директор Magnetto.pro

Статьи

web3
mobile
TON
hamster_tma
выбор редакции

Как хомяк, но для трафика: привлекаем аудиторию тапалкой

Николай Бордуненко

Бизнес-аналитик MetaLamp

Статьи

web3
dApps
mobile
dao

Что такое DAO?

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

education
web3
ethereum_gas
scroll

Как работает блокчейн Scroll: технический обзор

Алексей Куценко

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
dApps
L2
nft_stacking
выбор редакции

Понимание стейкинга NFT: механизмы и преимущества

Павел Найданов

Solidity разработчик

Статьи

ethereum
web3
dApps
legendary_play
выбор редакции
payments
sharding
выбор редакции
ton
выбор редакции
bottle_wine
выбор редакции
launchpad
twa
выбор редакции
buildings
выбор редакции
anonymus

Zero-Knowledge Proofs: важный тренд в блокчейне на 2024 год

Евгений Биктимиров

Венчурный аналитик

Статьи

ethereum
web3
dApps
cpay
AA zksync
zero knowledge proofs
stock market chart
planets
fundraising
cto
wallet
tokens
выбор редакции
rocket computer
выбор редакции

Как создать дизайн для MVP за 7 дней

Юлия Черепанова

Head of Design Office

Статьи

startup
MVP
design
nft
AI
crypto wallets
выбор редакции
red space
выбор редакции
speed up development
myths
выбор редакции
launching
выбор редакции

Кого нанимать для успешного запуска MVP

Алексей Сухарев

Head of Sales Department

Статьи

business
startup
MVP
galaxy
magazine
spaceman
выбор редакции
coffee
investors
nft

Как мы создали первый NFT-маркетплейс на Cardano

Станислав Жданович

Haskell разработчик

Статьи

cardano
web3
nft
stair
выбор редакции
bridge
rocket
abstraction

Как мы нанимаем инженеров Plutus через собственную программу обучения

Светлана Дульцева

Супервизор программы обучения

Статьи

education
cardano
web3
mountains
salary
salary increase
app
developer with books
keyboard
abstract
blockchain